Завершился второй круглый стол Конгресса активных жителей и предпринимателей в пространстве RASKROI. Он был посвящен нематериальным активам в сервисной экономике и продолжил тему предыдущего дня – что ждет в будущем отношения людей и бизнеса.
Airbnb, UBER и сервисная экономика Петербурга – что общего?
Игорь Рождественский, эксперт по инвестициям и венчурному финансированию с международным опытом работы задал рамку вопроса. «Самый большой в мире отель – Airbnb, у которого нет ни одного своего номера. Самый большой в мире таксопарк – UBER, у которого нет ни одного собственного автомобиля». Новая экономика строится на знаниях, а не на зданиях, поэтому важно выявлять ценные знания и придавать им форму, пригодную для делового оборота, и в мире финансового учета – это НМА (нематериальный актив).
Елена Абдалова, к.э.н. и эксперт по бухгалтерскому учету и преподаватель Школы СЕО, пояснила, что с 1 января 2024 года в силу вступает Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 14/2022 «Нематериальные активы», и он делает отражение НМА обязательным на бухгалтерском балансе организации, а не добровольным. Закон принуждает организации и предпринимателей оформлять свои активы надлежащим образом. За нарушение положено административное наказание. Это напрямую касается результатов интеллектуальной деятельности, средств индивидуализации и лицензий на осуществление отдельных видов деятельности.
«Знаю Как!», или ноу-хау в организации
Также участники обсуждали ноу-хау – это как раз один из результатов интеллектуальной деятельности, а точнее — способ ведения профессиональной деятельности. Разница в том, что быть ему ноу-хау (секретом производства) или нет – вопрос к самой организации и предпринимателю. Юрлицо определяет ноу-хау внутренней нормативкой, при необходимости делать на этом бизнес, то есть продавать ноу-хау другим компаниям по лицензии. В этом помогала разбираться юрист Анастасия Дюжакова, которая рассказала, какие бывают в принципе результаты интеллектуальной деятельности (их множество) и как можно их защищать от недобросовестных партнеров, нарушений и посягательств.
Однако главный вопрос у предпринимателей и других присутствующих был не столько о том, как защитить свою интеллектуальную собственность, а скорее как на ней заработать. Во многом помог прояснить ситуацию интеллектуальный капиталист Валерий Платонов, участник бизнес-дуэта КУБИТ (второй участник Павел Савченко не смог присутствовать, увы). Он объяснил, что в принципе НМА и интеллектуальный капитал – тема, вырванная из зарубежного контекста, а те категории, на которых она основана, требуют уточнений. И поставить на баланс как НМА можно что угодно, были бы навыки и опыт работать с первичной расходной документацией. А вот найти смысл — зачем это делать, как дальше монетизировать НМА – вот в чем главный вопрос к предпринимателю. И в этом плане культура работы с НМА представлена на картинке из его доклада.
Что такое знания, и при чем здесь человек
В частности, само понятие «знание» в профессиональных кругах консультантов вызывает жаркие споры – что признавать знанием, а что нет. Knowledge Management, например, как стандарт управления знаниями, утверждает, что знания это некие данные, которые формализованы в документы. А методолог Павел Черных, эксперт по образованию в проектах Всемирного банка, наоборот, утверждает, что знания неотделимы от человека, а все что в документе – то информация, текущий «слепок» даже не самих знаний, сколько определенной точки зрения на них.
Но жаркой дискуссии не получилось, поскольку исключительную роль людей в сервисной экономике будущего признали все профессионалы на прошлом круглом столе. И НМА в сфере услуг – в понимании тех активов, что приносят доход – снова свели к знанию человека о том, как что-то делать хорошо и правильно. Круг в очередной раз замкнулся.
Все участники признают важность и роль знаний в деятельности людей в целом, и сервисной экономике, в частности. Государство установило правила их оборота между организациями. Но вот найти мостик между носителями знаний – людьми – и юридическими лицами как коммерческими организациями, пока что не удается. Конечно, есть трудовой договор и ГПД, но нет такой силы — остановить человека, который захочет уйти с нелюбимой работы и унести свои знания с собой.
Важным фактором в отношениях людей с НМА как объектами коммерческой деятельности становится тот факт, что с 29 июня 2023 года самозанятые смогут зарегистрировать собственные товарные знаки. Что это значит? Что любой специалист индустрии гостеприимства, красоты и в целом сферы услуг сможет продавать свои знания от своего лица непосредственно, без участия юридического лица. Получается, что юрлицо в будущем будет нужно только как держатель коллективных ресурсов и для кооперации в сложных проектах, к примеру.
Договориться на старте: концепция умной кофейни Clever Café
Развеял тревоги предприниматель Иван Чукавин из Глазова. Он представил элегантное решение для сервисной экономики – концепцию умной кофейни Clever Café. По задумке авторов, это кофейня, в которой можно будет не просто попить кофе, но и придумать идею, проработать её с фасилитатором, помозговать и оформить авторские права на полученный результат – все в одном месте. Сколько в мире бизнесов зародилось в кофейне? Пока что никто не считал, но в Clever Café это всё будет учтено. Вместо схем на салфетке можно будет рисовать на флипчарте, прибегнув к помощи фасилитатора. Что важно, фасилитатор не заявит никаких смежных или авторских прав на результат этой работы. Сколько бизнесов не возникло, потому что авторам идеи не хватило доверия друг другу пройти вместе путь до первой прибыли? Дальше – путь бизнес-идеи не будет отличаться от того, как это происходит в реальности. Оформление предложения для инвестора или просчет бизнес-модели вместе с партнерами — нового пока не придумали. Но кто знает, возможно в Clever Café и тут докрутят, обязательно узнаем первыми. Умная кофейня будет и в Петербурге тоже!
Больше фотографий в альбоме ВКонтакте.