Блог

Итоги круглого стола «Где брать и как удерживать сотрудников в компании сервисной экономики»

Обсуждение начали с поздравлений нашего модератора Павла Черных с днем рождения! После этого Оксана Николаевна Кострюкова, декан факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ задала рамку отрасли и границы сервисной экономики: «это когда люди приносят другим людям какую-либо пользу». Доля занятости населения в сервисной экономике в развитых странах колеблется на уровне 60%, и этот тренд не обходит стороной нашу страну. Кроме того, наблюдается переосмысление сферы услуг и форм занятости людей. Сегодня можно одновременно быть предпринимателем и торговать на Wildberries, подрабатывать в такси и заниматься еще чем-то, что может приносить доход. Термин профессия размывается, а в фокусе теперь – на что тратит человек свое время и зачем.
Валерий Платонов – интеллектуальный капиталист и партнер бизнес-дуэта «Кубит» поднял вопрос терминологии: термины «служба», «услуги» выходят из обихода. Раньше «служение профессии» имели определенный смысл и наполнялись особенным значением для тех, кто эти услуги исполнял. Сейчас же, по мнению Валерия, «сервис» как термин не влечет за собой ответственности и человек не всегда гордится тем, что делает. Служба уходит как понятие вместе с термином «профессия». Но что остается? «Зачем люди работают?», – ввел Валерий встречный вопрос в ответ на поставленный модератором тезис.
Олеся Дворак, руководитель проекта «Наследники» и коммерческий директор консалтингового бюро SkillsCenter предложила свою гипотезу: решать интересные задачи, создавать новые активы и передавать их в будущее возможно через совместную проектную деятельность с молодежью, которая сможет продолжать и совершенствовать знания своих наставников и героев. Так это происходит сейчас со студентами факультета сервиса, туризма и гостеприимства СПбГЭУ и участниками Школы СЕО. Ключевыми инструментами удержания людей в организационном контуре компании Олеся назвала отношения win-win, в которых нет проигравших и выигрывают оба участника.
Следующие участники высказались с позиции непосредственных игроков сервисной экономики. Иван Чукавин – организатор кофейного бизнеса «ВЭЙВ» и консультант по бизнес-процессам рассказал, почему для него важно постоянно развиваться, получать новые знания, осваивать новые бизнес-направления: потому что ему это интересно и это стало его образом жизни. Для этого он учится в Школе СЕО и заинтересован продолжать обучение. В планах у Ивана реализация проекта умной кофейни Clever Café, в которой «за кофе» можно получить интеллектуальный партнерские сервисы.
Денис Мизунский, организатор услуг в сфере финансов, владелец компании Active и бизнес-консультант по финмоделированию и управленческому учету рассказал, что обучение в Школе СЕО помогло ему сократить сроки оказания услуг за счет кооперации с другими консультантами. Теперь внедрение его методик в компании клиентов занимает 3 дня очной работы вместо 9–10 месяцев аутсорсинга, как это было раньше – до того, как он обогатил свой инструментарий сценарным планированием и организовал авторскую интеграцию с методологией SkillsCenter. Растет уровень понимания клиентами своего бизнеса, а, значит, как консультанту Денису теперь работать интереснее и выгоднее по деньгам.
Дмитрий Богданов – арт-директор и организатор дизайн-агентства «Наизнанку» стал самостоятельным игроком в процессе обучения в Школе СЕО. Он определил для себя комфортную позицию и стал независимым арт-директором, начал выстраивать кооперацию внутри компании и с внешними партнерами, работать над сторонними заказами при поддержке и изнутри материнской компании – «Минисклад». Свое решение проблемы кадров Дмитрий описал так: «Любитель работает, когда есть вдохновение, а профессионал – с утра до вечера».
В заключении выступали собственники бизнесов и держатели процессов в сервисной экономике.
Роман Тимофеев – владелец компании Клининг Тим и молодого бренда Impara рассказал о трудностях организации работы МОП, дефиците мотивации у этой целевой аудитории, и связал это с отсутствием престижа в профессиях «водитель», «уборщик», «горничная» и другого труда низкой квалификации. Также эксперт отметил, что на смену hh.ru в их бизнес пришел и полностью себя оправдывает Avito.
Константин Тюриков – владелец компании Минисклад рассказал о том, как мечтает оставить операционную деятельность и уйти в инвестиции, в чем ему должен помочь предстоящий модуль Школы СЕО, посвященный нематериальным активам. Также Константин поделился секретом вовлечения и удержания людей. «Я узнаю, о чем мечтает сотрудник и инвестирую в достижение его мечты».
Завершала дискуссию HR-эксперт Элина Тюкалова. Она рассказала, что несмотря на формальный дефицит кадров на рынке труда и разнице между количеством вакансий и резюме по «Рабочим профессиям», людей много, но вопрос остается прежним – зачем работать и чем заниматься? «Нужно постоянно пробовать новое», – посоветовала она собственникам, и поделилась мнением, что в нынешних условиях нет никаких стандартов и готовых решений, прежние HR-инструменты не работают. Нужно искать новые решения по поиску и выстраиванию отношений с людьми, в том числе и через вузы: преподавать самим, приглашать студентов на практику, вовлекать в свое дело новых людей, растить их внутри и формировать привлекательную корпоративную культуру, подходящую для них.
События