Блог

Клеверная организация: новая модель управления деятельностью

2021-04-13 17:00 Управление знаниями
Клеверная организация деятельности — это разновидность модели деятельности, позволяющей системно управлять интеллектуальным капиталом и максимально эффективно использовать его как источник прибыли.
«Clever» от англ. означает смышленый, самообучающийся и развивающийся. Отсылка к клеверу как покровному растению стремится ассоциативно раскрыть экологичность и позитивные отношения между всеми участниками экосистемы, на которой организована клеверная система.
Примечание 1. Интеллектуальный капитал состоит из человеческого капитала, организационного капитала и отношенческого капитала.
Примечание 2. Клеверной может быть как компания, так и целая территория — город, регион, страна.
Основное отличие таких организаций в принципах управления людьми и создаваемыми ими ценностями — через капитализацию компании или территории и равномерном распределении получаемых выгод между всеми участниками создания ценности. В клеверных организациях отношения с сотрудниками, клиентами, партнёрами и поставщиками; знания, компетенции, бренды и лучшие практики, ноу-хау упорядочены, систематизированы и формализованы — поставлены на баланс управляющей организации в качестве нематериальных активов (НМА). НМА компании или организации — основной инструмент капитализации и kpi компании при клеверной организации деятельности.
Чтобы эффективно управлять такой системой, необходимы новые нормы взаимодействия участников экосистемы с учетом отношений и связей как в информационно-техническом, так и в когнитивном поле (в рамках действующих организационных, бизнес и производственных процессов) .
Также нужен непрерывный и специфичный контроль функций на предмет их зрелости. Он осуществляется из третьей, наблюдательной позиции, встроенной разными способами в корпоративную экосистему. Это может быть Проектный офис в составе организации, Академия знаний на базе корпоративного университета или отдельное НКО в форме Фонда, Союза или Ассоциации. Основные компетенции внешнего сопровождающего офиса:
  • фасилитация и модерация групповой работы,
  • индивидуальный коучинг,
  • управление системой корпоративных или региональных квалификаций, стандартов,
  • проектирование нового,
  • осуществление внешней экспертизы для оценки вновь создаваемых или переоценки введенных в эксплуатацию НМА.
С помощью коммуникационных технологий участники клеверной экосистемы находятся в тесном контакте между собой и внешним миром. Помогает им в этом зонтичная модель взаимодействия — формализованные миссия, принципы и ценности, стратегические цели и руководящие правила. Все эти элементы формируют культурную среду для реализации стратегических политик, направленных на желаемый образ будущего.
Клеверные организации способны более зрело оценивать риски, более точно прогнозировать возможности и соотносить любое своё мероприятие с бизнес-стратегией в целом, инвестируя в развитие на каждом своём шаге. Такая организация на порядок устойчивее и конкурентоспособнее, чем любая обычная индустриальная модель. Она развивается и растет каждым своим элементом. Единство целей, ожиданий и требований обеспечивается нормативно-правовой «обвязкой», и каждый новый элемент, попадая внутрь экосистемы, учится жить по её нормам и правилам, направляя собственные ресурсы в общее движение развития.
Такая организация энергичная и гибкая. Она способна к масштабированию и быстрым реакциям на внешние вызовы. Вне зависимости от количества составных частей целого — филиалов, подразделений, отделов, партнерской сети или штатного расписания — клеверная организация устойчиво растёт и достигает расцвета, адаптируется под новые условия, сохраняя то главное, что ценится её участниками.
Основные признаки клеверной организации:
  • ориентируется в своей деятельности на продукты и сервисы знаниевой экономики,
  • встроена в цифровую экономику или претерпевает такую трансформацию,
  • имеет формализованной образ желаемого будущего в виде живой стратегии, встроенной в мышление компании на всех уровнях экосистемы,
  • основывает свою деятельность по принципу «польза для всех» заинтересованных сторон,
  • активно использует инструменты управления интеллектуальным капиталом, знаниями, рисками и другими видами менеджмента согласно ISO 9000,
  • Ориентирована на 17 Целей устойчивого развития ООН, и в этом реализует потенциал международной кооперации.
Всем ли нужна клеверная организация? Самый частый вопрос в адрес инноваций по менеджменту — зачем что-то менять, если все работает?
Рассмотрим условия, при которых трансформация организации в клеверную – залог устойчивого развития.
Ниже представлена дуга зрелости организаций:
На рисунке видно, что начинать думать о внедрении технологий клеверной организации стоит в период активной деятельности или так называемом периоде «детства», когда организация достигает этапа «давай-давай» и это уже не стартап, а быстро растущая структура, причем в нескольких направлениях сразу. В такой момент собственник начинает понимать: больше невозможно управлять компанией в одиночку. Она уже слишком большая, сложная. Ему трудно с ней справляться. Для роста потребуется больше порядка, дисциплины, системного подхода и предсказуемости поведения, но ничего этого лидеры-предприниматели обеспечить не могут.
Следующий этап, когда «клеверность» необходима – это период стабильности, старения и ранней бюрократизации. На этапе бюрократизации организация не создает необходимых ресурсов для самосохранения. Бюрократическая организация обладает множеством систем со слабой функциональной ориентацией. Нет ориентации на результат, нет склонности к изменениям, нет работающей команды, но существует система, живущая по своим правилам, предписаниям и процедурам.
Вход в «клеверность» состоит из четырех шагов:
  1. Аудит зрелости и оценка готовности к трансформации компании
  2. Формирование образа будущей организации и плана трансформации
  3. Диагностика ресурсов, компетенций и знаний организации
  4. Создание инфраструктуры для развития организации.