Союз и Некоммерческое партнерство
До 2014 года Некоммерческое партнерство (НП) было очень популярной формой некоммерческих организаций. Однако были внесены изменения в законодательство о юридических лицах, и Некоммерческие партнерства упразднили как разновидность некоммерческих корпоративных организаций (НКО). Сегодня новые Некоммерческие партнерства не зарегистрировать, но старые продолжают функционировать. Для этого им необходимо актуализировать свои учредительные документы либо преобразовываться в членскую форму НКО — Ассоциацию (Союз).
Законодатель подчеркивает правовое тождество Ассоциации и Союза, описывая его в одной ст. 11 как две разновидности одной сущности. Разница между ними формально незначительная: в Ассоциации членами могут быть только юридические лица, в Союзе — как юридические, так и физические. Однако на практике это различие становится принципиальным. При этом природа некоммерческого партнерства у обеих организационно-правовых форм сохраняется, а держателем стратегической рамки внутреннего устройства НКО является регистратор – Минюст РФ.
Союз — это основанное на членстве объединение, созданное юридическими и (или) физическими лицами для представления и защиты общих, в том числе профессиональных интересов.
Союз оказывает своим членам содействие в достижении социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях.
Учредители Союза
Учредители Союза, после того как организация зарегистрирована в Минюсте РФ, перестают обладать какими-то особенными правами в отношении созданной организации, и становятся её членами. Единственная льгота — члены-учредители освобождаются от уплаты членских взносов.
На практике это означает, что инициаторы создания Союза определяют его правовую конструкцию, органы управления, закладывают принципы деятельности, а после регистрации переходят в позицию участника наравне с остальными членами.
Если учредители хотят создать собственное предприятие и в дальнейшем иметь какие-то особые полномочия собственника в его отношении — это не про Союз. Рычагов влияния на деятельность Союза иначе как через органы управления, описанные в Уставе, у учредителей после регистрации нет.
Руководство Союзом
Руководитель Союза может быть один или два. Бывает, что в Ассоциациях (Союзах) предусмотрен единолично управляющий директор, который действует от лица Союза без доверенности.
Но в большинстве случаев для достижения целей НКО и безопасности интересов его членов предпочтительнее, чтобы был второй руководитель. Он осуществляет представительские функции, также действует без доверенности от лица Союза и ведет стратегические коммуникации. Такое разделение зон ответственности между двумя руководителями, как правило, задают учредители при создании Союза.
Устав Союза
Основной документ, определяющий порядок деятельности Союза — это его Устав. В нем необходимо определить структуру управления Союзом, процедуры отчетности перед членами (участниками), контрольно-ревизионные инструменты, систему принятия новых членов и выхода из организации.
В ФЗ-7 «О некоммерческих организациях» нет четких указаний на то, какие именно органы должны быть созданы — учредители сами описывают нормативно-правовую конструкцию, внутри которой члены Союза будут вести свою деятельность. Единственное исключение — Общее собрание членов. Это высший орган управления членской НКО, его права и обязанности закреплены федеральным законом.
Членство в Союзе
Главный участник, определяющий особенности правовой природы Союза, это его член. Он имеет права, которые реализует в рамках органов управления, прописанных в Уставе — совещательных, исполнительных, контрольно-надзорных. Становясь членом Союза, физическое или юридическое лицо получает возможность участвовать в управлении его деятельностью на взаимовыгодных условиях.
Особую тревогу обычно вызывает положение ст.11 ФЗ-7 Об НКО, согласно которому члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам этой ассоциации (союза) в размере и в порядке, предусмотренных ее учредительными документами. Однако в разъяснениях Минюста РФ №02–4294/15 от 04.08.2015 сказано, что норма, закрепляющая императивно субсидиарную ответственность членов Союза, противоречит ст. 123 Гражданского кодекса РФ и не подлежит применению. Субсидиарная ответственность членов может быть предусмотрена Уставом, но, если она прямо не прописана, члены не отвечают по долгам организации.
Общее собрание членов
Основная функция Общего собрания членов — обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана.
Для этого Общее собрание наделяется исключительными компетенциями:
- определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества
- изменение Устава
- определение порядка приема в состав участников (членов) Союза и исключения из его состава
- образование органов Союза и досрочное прекращение их полномочий
- утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности Союза, если уставом это не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов
- принятие решений о создании филиалов и об открытии представительств
- другие компетенции, которые обычно формулируют учредители при создании Союза.
«Государственные» формы НКО
Положения ФЗ-7 «О некоммерческих организациях» не распространяются на органы государственной власти и местного самоуправления, однако практика участия таких организаций в учреждении и функционировании НКО огромна, разнообразна и заметна.
В ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» указано, что муниципалитеты могут создавать НКО в форме автономных некоммерческих организаций (АНО) и фондов. Это управляемые и полностью контролируемые собственником юридические лица, ведущие свою деятельность по усмотрению учредителя (по аналогии с ООО).
АНО — это всегда про оказание услуг, а Фонд — про накопление средств и имущества (фондирование).
Например, специально для развития технологий и инноваций создан и ведет накопление имущества, а также управляет комплексом «Сколково» — Фонд «Сколково».
Формирование имущества и направление его через финансирование (через гранты) проектов и инициатив граждан и организаций — так работает Фонд Президентских грантов, созданный для решения социальных проблем и развития гражданского общества.
Агентство стратегических инициатив — это АНО, учрежденное Правительством РФ, целью которого согласно Устава является «содействие развитию социальной и профессиональной мобильности молодых профессиональных кадров и коллективов в сфере среднего предпринимательства и социальной сфере путем поддержки общественно значимых проектов и инициатив».
Государственная корпорация как разновидность НКО
Все Государственные корпорации — это тоже некоммерческие организации, но обладающие особым статусом, устанавливаемым отдельными федеральными законами. Например, ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; отдельный ФЗ определяет статус Госкорпорации «Роскосмос», ГК «Ростех» и других.
Но при всех своих особенностях правовая природа Госкорпорации описана в ФЗ-7 «О некоммерческих организациях», как и для всех НКО: некоммерческое целеполагание, возможность вести предпринимательскую деятельность, открытость, публичность и индивидуальный правовой статус, заложенный учредителями при её создании.
Государство и членские НКО
Нельзя сказать, что другие формы НКО и государство антагонисты. Тот же ФЗ-7 «О некоммерческих организациях» хотя и не распространяется на деятельность органов государственной власти и муниципалитетов, предусматривает создание и деятельность членских НКО — Общественные организации. В такой форме действуют все профсоюзы, спортивные федерации, национальные общины, которые активно сотрудничают с региональными и федеральными органами государственной власти.
ФЗ №131, регулирующий деятельность органов местного самоуправления (ОМСУ), определяет обязательным для муниципалитета членство в региональной Ассоциации Совете муниципальных образований субъекта РФ. Функционирует эта Ассоциация также по нормам ФЗ-7 Об НКО.
Таким образом, государство активно использует организационно-правовую форму НКО для развития определенных областей общественной деятельности — спорт, образование, культура, атомная и космическая отрасли, технологии, местное самоуправление и прочее. Однако, каждый раз делает разъяснение и индивидуализирует правовой статус такой организации дополнительно, что связано с особой государственной природой учредителя. Кроме того, это единственный вариант, когда организации нужно, чтобы в наименовании или символике НКО использовалось «Российская Федерация». Например, когда планируется представительская международная деятельность.
Для Союза собственный учредитель и его статус не важен. Деятельность членской НКО определяют члены Союза внутри собственной правовой среды, сформированной учредителями и зарегистрированной Минюстом РФ.
В то же самое время закон не запрещает создавать органам местного самоуправления и региональным органам исполнительной власти фонды и/или АНО, а затем уже ими вступать в членские организации, представляющие объединение физических и юридических лиц. Это дает возможность государству и ОМСУ представлять свои интересы в процессах, инициируемых гражданами и юридическими лицами, и направленными на достижение целей социально-экономического развития, решение профессиональных и общих вопросов.
Предпринимательская деятельность в Союзе
Главное, что объединяет все НКО — это некоммерческий характер её деятельности. Однако любая НКО может вести предпринимательскую деятельность, в том числе и Ассоциация (Союз) — законом это не запрещено.
Доходы от предпринимательской деятельности НКО должны уходить на достижение целей создания Союза. Для этого в Уставе отдельно прописываются процедуры планирования, расходования, аудита и контроля над деятельностью НКО со стороны внутренних органов и внешних аудиторов.
Кроме того, сама предпринимательская деятельность НКО — это порой единственный способ развивать общественную сферу, в которой она работает. Привлекая через Союз денежные средства, новых партнеров, проводя R&D и разрабатывая новые технологии, члены Союза затем используют эти достижения в совершенствовании своей профессиональной и общественной сферы.
То, что не под силу отдельным компаниям и гражданам, возможно при создании членских некоммерческих организаций. А участие в таких организациях представителей государственной власти и/или местного самоуправления решает несколько задач:
- Позволяет войти государству в круг выгодоприобретателей от деятельности Союза, не тратя на него собственных средств как собственнику.
- Расширяет масштаб и статус деятельности Союза, повышает его ценность в глазах партнеров и самих членов.
- Защищает интересы членов от действий недобросовестных партнеров и внешних игроков.
Членская НКО как нормативно-правовая среда для цифровой экономики
Сегодня нарастает потребность защищать интересы граждан и организаций в локальных областях общественной деятельности в связи с разворачиванием современных IT решений. Персональные данные и пользовательские истории граждан и юридических лиц становятся предметом новых отношений — в политике, экономике, управлении, создании услуг и продуктов. Возникающие при этом нематериальные активы (НМА) — важнейший экономический ресурс, доход от капитализации которого требует корпоративных подходов и коллективного управления, третейских механизмов, сервисов реестродержателя.
Любые правовые отношения можно регулировать на существующей нормативно-правовой базе РФ. У нас достаточно современное законодательство, и есть возможность подходить индивидуально к сборке правового микроклимата, оформляя всеми участниками согласованные условия деятельности всеми участниками на принципах членства. Кроме того, постановка на баланс и учет НМА позволяет управлять доходами от инвестиционной деятельности, а это на сегодня основной способ развития цифровых продуктов и решений в профессиональной IT деятельности.
Регулирование таких отношений в аналоговом мире осуществляет государство через публичные институты власти, но в цифровом мире, из-за природы многопользовательских отношений, традиционные вертикальные подходы к регулированию неэффективны. Создание очередного АНО или Фонда с целью осуществления регуляторной функции прозрачного и открытого рынка «цифры», как показывает практика последних лет, этой задачи не решает.