Например, Вы думали о компании и представляли её одной, а потом познакомились с ней и узнали совсем другой. Она изменилась для Вас лично в Вашем представлении, Вы стали её по-другому воспринимать, иначе взаимодействовать с ее сотрудниками, стали использовать её продукцию с новым отношением. Изменилось всё! И, благодаря этому, компания начала меняться.
Для владельца процесс развития начинается со знакомства со своей компанией "заново", когда её знания, бизнес-процессы и люди обретают в глазах управленцев и собственника ценность, в том числе экономическую.
Топ-менеджмент ясно видит на чем именно зарабатывает бизнес, и какой именно бизнес-процесс приносит доход. В тот момент, когда знания компании признаются ценностью - для своих потребителей, владельцев, сотрудников и внешнего мира - начинаются качественные преобразования в компании.
При чем здесь ноу-хау
Бизнес-процессы компании, т.е. действия, которые компания предпринимает, чтобы создавать и продавать определенную ценность для рынка, называются ноу-хау (know-how). А ноу-хау по гражданскому законодательству является собственностью компании, или языком бухгалтерии - нематериальным активом (НМА).
Когда ты как владелец компании начинаешь продавать не свои личные способности и умения выстраивать отношения с людьми, а организационную "машинку" по созданию ценности для рынка. Т.е. ты переходишь в категорию интеллектуального предпринимателя, а основными средствами твоего "производства" становятся НМА, а не станки, недвижимость или оборудование. И это уже совсем другой бизнес, с другими возможностями и перспективами.
Чтобы не утратить свои ноу-хау, ты вводишь режим конфиденциальности и начинаешь учить сотрудников хранить коммерческую информацию в тайне. Новые сотрудники узнают все особенности твоих бизнес-процессов в ходе обучения, а поставщики подписывают NDA, или соглашение о неразглашении. Это еще больше меняет компанию изнутри - возникает осознанность, дисциплина, корпоративная этика, что чувствуют партнеры, клиенты и потребители.
С чего начать?
Формализация ноу-хау - это описание бизнес-процесса в деталях, с функциональными требованиями к каждому рабочему месту и квалификационными требованиями к сотрудникам, которые это место могут замещать. Подробное описание бизнес-процессов повышает их эффективность и управляемость, позволяет их автоматизировать, наладить логичный и удобный документооборот, внедрить CRM и, в конечном итоге, достичь стратегических целей планирования.
Существует несколько структур для формализации бизнес-процессов: от популярного SIPOC до сложных BPMN-схем, с которыми работают IT-специалисты при автоматизации бизнес-процессов.
Для руководителя важным эффектом при описании бизнес-процессов является появление формализованных контрольных точек, с помощью которых можно отслеживать прогресс в достижении результатов и диагностировать проблемы.
Для сотрудников важны не сами схемы, сколько регламент, в котором даны описания правильных действий в разных ситуациях, разговорные скрипты (при необходимости), а также проверочные чек-листы. Обычно подобная информация собирается именно в Регламенте бизнес-процесса.
А как, если по-другому?
Представьте компанию, в которой:
Каждый сотрудник понимает свою роль, место в структуре организации и зону ответственности
HR может быстро вводить в должность на любую позицию любое количество сотрудников
Каждый руководитель знает, что происходит в его отделе, и какие точки процесса нужно держать на контроле, чтобы непрерывно улучшать финансовые показатели компании
Владелец продает свое ноу-хау как самостоятельный интеллектуальный продукт, используя не франшизу, а инструменты проектного внедрения и передачу прав.
Это компания, у которой бизнес-процессы формализованы, а внутри выстроена система управления знаниями и НМА.
А теперь сравните с компанией, в которой:
Все делают всё, по прямому заданию руководителя («ручное управление»), а у сотрудников размыт функционал
Нет описанной и опубликованной оргстурктуры, непонятны принципы принятия решений
Руководители фактически не контролируют и не управляют ввереными им бизнес-процессами
HR-а нет либо он выполняет дублирующую функцию, играя роль «глашатая» воли гендиректора.
В первом случае компания гибкая и управляемая, команда способна концентрировать свои ресурсы на приоритетах развития бизнеса и повышении прибыльности. У такого бизнеса есть будущее, у нее растут обороты и "маржа".
Во второй ситуации в организации отсутствует процесс развития, команда тратит свои ресурсы на удовлетворение текущих потребностей. Такой бизнес живет прошлым, и скорее всего имеет минимальную рентабельность.
Регламент бизнес-процесса
Регламент бизнес-процесса, сформированный по итогу его формализации, содержит:
Описание действий сотрудников, вплоть до разговорных скриптов и поведения с клиентами
Чек-листы для самообследования, проверки готовности рабочего места, контроля корректности выполнения действий на разных этапах
Контрольные точки с привязкой к финансовым показателям, по которым руководитель может оценить эффективность управляемого бизнес-процесса и вовремя его скорректировать.
Именно Регламент бизнес-процесса - главный формальный документ, объективизирующий ноу-хау для постановки его на бухгалтерский баланс и, фактически, - описанные знания вашей компании, которые приносят её владельцу доход, а, значит, являются нематериальным активом и могут быть самостоятельным объектом для сделок.
Отправить запрос на формализацию ноу-хау компании можноздесь.