Блог

Аутсорсинг vs. Аутстаффинг

2025-06-22 11:34 Занятость Ноу-хау Умный город Управление знаниями
Всем, кто занимается аутсорсингом, знакомо понятие аутстаффинг, или заемный труд. Аутсорсинг — это передача определенных бизнес-процессов во внешнюю организацию. Аутстаффинг – это предоставление сотрудников в штат заказчика.

С 2016 года аутстаффинг запрещен в России.
Ст. 56.1 ТК РФ:
Заемный труд запрещен. Заемный труд — это труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.
Когда компании нужен Аутсорсинг
Аутсорсинг как правило нужен тогда, когда требуются компетенции, которых не хватает у организации клиента. Или, когда очевидно, что бизнес-процесс не приносит прибыли, а требует расходов – то есть он не основной для предприятия.

Например, клиент-отель отдает на аутсорсинг службу хаускипинга и фокусируется на работе с гостями как с клиентами. В таком случае он экономит ресурсы на рекрутинге, среднем управленческом звене, согласовывает с партнером результат, который уже исчисляется не в количестве предоставляемого сервис-персонала – это как раз аутстаффинг, а в количестве убранных номеров.
Аутсорсинг компетенций и бизнес-процессов
В аутсорсинге Вы покупаете услугу или сервис. В этом случае к Вам в организацию также приходят чужие сотрудники, но они знают своё дело и находятся под управлением и контролем своего работодателя. От клиента требуется предоставить информацию, оказать содействие – всё это в рамках договора прописывается заранее.

Важно заранее согласовать ожидаемый результат, чтобы иметь возможность направить мотивированный отказ от его приемки, если результат оказался не тот, что в техническом задании.

Каким образом достигается результат, в чем заключается ноу-хау организации, с которой заключен договор на аутсорсинг – это не проблема клиента и, чаще всего, вне сферы его компетенций.

Чтобы аутсорсинг был эффективен, часто компании-исполнителю приходится глубоко погружаться в бизнес-процессы организации заказчика. Хорошо, если эти бизнес-процессы структурированы и понятны. Но если внутри у заказчика сбоит система управления или бизнес-процессы не отлажены, аутсорсинг это проявит.
Что ещё важно в Аутсорсинге
1. Доверие. Аутсорсинг заходит в бизнес-процессы организации заказчика и видит ситуацию изнутри. Аутсорсинг как правило работает в режиме конфиденциальности, а вот аутстаффинг точно не сможет гарантировать безопасность Вашей внутренней «кухни» и «секретов фирмы». Как в любой «серой» сфере деятельности, там, где аутстаффинг — всегда есть место слухам, домыслам и утечке коммерческих тайн (в компании, напомним, работают «не ваши» сотрудники).

2. Договор. На основании согласованного текста происходит приемка работ, происходят расчеты между клиентом и исполнителем, фиксируются сроки и ожидаемый результат. В договор заложен алгоритм возражений, если результат не соответствует ожиданиям. В нём же прописывается ответственность за нарушение сторонами договоренностей друг перед другом. В аутсорсинге договор очень важен! Он регулирует отношения и гарантирует их судебную защиту.
Доверие не противоречит Договору, наоборот! Если Вы с партнером доверяете друг другу, Ваши намерения открыты и честны — подписание официального документа не должно Вас напугать. А вот отказ от подписания договора — тревожный «звоночек» в отношениях с аутсорсингом и обычное дело при аутстаффинге, в котором споры не регулируются законными методами.
Аутстаффинг дешевле, но выгоднее ли?
Аутстаффинг дешевле в моменте, но с точки зрения развития и стратегии компании обходится дороже. Расходы на аутстаффинг невозможно учитывать в увеличении капитализации компании: не принимаются во внимание стоимость знаний сотрудников, невозможно оценить стоимость компетенций компании, выстроить систему управления знаниями и передачу критических знаний о процессах. Также невозможно управление рисками, а отсюда возникают убытки в виде форс-мажоров и недополученной прибыли. Как следствие перечисленного выше – резко снижается возможность управления качеством Вашего продукта, что влияет на отношение потребителей.
Про HR-бренд и репутацию
Аутстаффинг сегодня — это рискованно, невыгодно по деньгам в долгосрочной перспективе и плохо для репутации. В стратегии для бизнеса аутстаффинг плох тем, что не позволяет построить свой HR-бренд – отсутствует физическая возможность, ведь сотрудники на твоем предприятии не твои сотрудники, хотя и подчиняются тебе в производственных отношениях.

Специалисты на аутсорсинг, как правило, более профессиональны, уже обучены и подготовлены, поскольку являются основным средством производства для своих компаний. Клиент видит профессионалов в деле, а не измученных работяг с туманными карьерными перспективами (в аутстаффинг идут не от хорошей жизни).

Ну и конечно, аутстаффинг в компании – это не про ESG-стратегию, где «S» - social, подразумевает развитие персонала, а не использование запрещенного заемного труда, который в некоторых странах и международных организациях приравнен к рабству.
Хочу уйти от Аутстаффинга. Что делать?
Консалтинг-бюро SkillsCenter помогает компаниям малого и среднего бизнеса отказываться от аутстаффинга и переходить на аутсорсинг. Для этого мы оказываем услуги по выявлению и формализации бизнес-процессов; определяем какие из них выгоднее делегировать профессионалам, а какие приносят прибыль, их нужно оставить и развивать; помогаем через стратегическую игру спроектировать партнерство с внешней организацией, которая может стать партнером на аутсорсинг.

Какой бизнес-процесс нельзя делегировать

Основной бизнес-процесс компании – это её уникальный способ ведения профессиональной деятельности. Мы рекомендуем клиентам сфокусироваться на его капитализации. Для этого нужно поставить его на баланс как ноу-хау – нематериальный актив, спланировать его развитие, разработать стратегию и затем повышать монетизацию. Так поступают в передовых компаниях, нацеленных на системное развитие, какими являются наши клиенты. Их бизнес растет и процветает, позитивно влияя и на бизнес клиентов, и партнеров на аутсорсинге. Win-Win-Win.

Все остальные бизнес-процессы можно отдать на аутсорсинг.
Знания – это Активы!
Для компаний, которые уже работают на аутсорсинг, мы предлагаем оформить их знания в нематериальные активы в формате ноу-хау. Такие организации не только получают дополнительные возможности для извлечения прибыли: описанный бизнес-процесс легче продать; нематериальный актив можно предоставлять за плату партнерам, «сдавать в аренду» организациям или продать со временем. Такие компании растут в капитале — становятся крупнее для серьезных заказчиков, привлекательнее для банков и дороже для покупателей.
🙂 Заинтересовало? Обращайтесь за бесплатной консультацией к Олесе Дворак
Узнавайте больше в нашем ТГ-канале