Блог

Авторские права на ноу-хау, или как зарабатывать на интеллектуальном предпринимательстве

Ноу-хау

Что такое ноу-хау

Ноу-хау (в буквальном переводе «знаю как») — это общее название для любых инновационных разработок и технологий, которые не являются патентами.
В российском законодательстве к ноу-хау относят любые сведения о РИД как о способах ведения профессиональной деятельности, которые приносят компании коммерческую ценность. Другое название ноу-хау по Гражданскому кодексу РФ — «Секрет производства» (ст. 1465 ГК РФ).
Обязательным условием признания сведений ноу-хау является особый режим конфиденциальности, который введен и соблюдается всеми сотрудниками компании, в управлении которой находится ноу-хау (режим коммерческой тайны).

Способы разработки ноу-хау

SkillsCenter предлагает использовать возможности гражданско-правовой (договорной) обвязки авторских прав и создавать цепочку формальных отношений — от физлиц-разработчиков до юридического лица-клиента, который затем этот ноу-хау планирует коммерциализировать как собственный актив. Договоры защищают интересы всех участников цепочки, обеспечивают режим конфиденциальности при обмене материалами и групповой работе авторов, фиксируют долевое участие сторон в монетизации создаваемого продукта.

Создание ноу-хау «с нуля»

Если вы профессионал, знаете какой-то определенный способ профессиональной деятельности, хотите этот способ безопасно и эффективно монетизировать, вам необходимо до начала разработки правильно оформить процесс создания ноу-хау.

Оформление прав авторов на совместную разработку должно стать частью элементарной правовой гигиены в условиях цифровой (знаниевой) экономики. Речь идет о ситуации, когда разработка ведётся физическими лицами за личный счет времени и компетенций, а не в рамках трудовых отношений с работодателем или ГПД с заказчиком. Права на создаваемые в интересах компании разработки всегда полностью передаются организации, которая их создание оплатила и в интересах которой ноу-хау создавалось. Использование такой разработки автором после истечения договорных отношений являются грубым нарушением интересов компании и ее прав на эту разработку. Такие «спорные» разработки не привлекут серьезных инвесторов, с ними будет трудно выходить на рынок интеллектуальных продуктов, поскольку они не будут обладать прозрачной репутацией. Но и для компании-работодателя спор с автором репутации в карму не добавит. В прозрачных отношениях и правилах заинтересованы обе стороны.

Чтобы выйти из роли исполнителя авторского заказа в позицию автора, нужно определиться с тем, что именно вы хотите создать и с кем. Коллектив авторов оптимально представлен, когда в нем 2−3 человека. Один отвечает за публичное продвижение. Он понимает как разработка внедряется, в чем польза и кто ее потребитель. Схематехник формализует алгоритмы, бизнес-процессы; понимает, как упорядочить действия в последовательность и этапы; способен определить критерии успешности каждого. Третий — сборщик модели; обладает системным мышлением и может представить себе целиком создаваемое решение, мысленно пробуя переставлять отдельные элементы местами, меняя наполнение этих элементов и функциональное содержание, чтобы довести идею до состояния рабочей гипотезы, готовой к внедрению. Именно поэтому основные изобретатели, как правило, инженеры — они умеют «чертить модели» в голове.

Формализация бизнес-процесса как способ разработки ноу-хау

Другой способ возникновения ноу-хау, помимо описания и апробации Идеи, это формализация существующей бизнес-модели, сложившейся практически, т. е. её «оцифровка».

Такой подход идеален, когда выстроен и отлажен бизнес-процесс, который уже приносит доход — тогда его можно оформить как ноу-хау. Есть методики, с помощью которых бизнес-процесс можно полностью описать, например, CleverOrgs Toolbox. Их используют при цифровой трансформации компании, когда нужно вычленить набор действий для их автоматизации. Но при формализации бизнес-процесса возникает еще один актив — права на него. Оформленный ноу-хау (секрет производства) нужно поставить на баланс как нематериальный актив (НМА) и продолжить его коммерциализацию.
Предпринимателю-автору рекомендуется фиксировать авторские права на бизнес-процесс как на ноу-хау, чтобы иметь возможность влиять на развитие компании не только и не столько как управленец, но, как и автор процесса, имеющий долю в доходе от его коммерциализации.
Переход собственника в позицию автора часто усиливает компанию. Вместо попыток участвовать в деятельности своих сотрудников. Каждому предпринимателю знаком «любимый бизнес-процесс», который ему трудно отпустить, в котором ему нравится бывать даже если там нет проблем и за него ответственно компетентное и доверенное лицо. Когда предприниматель начинает осуществлять авторский надзор и методологическую поддержку своему бизнесу, ему удается выйти из операционной деятельности во внешнюю, уйти в стратегию и развитие, заниматься продвижением и внедрением прав на этот бизнес-процесс в другие компании через открытие региональных представительств, филиалов, запуск партнерств.